Вова С. (zmeisss) wrote,
Вова С.
zmeisss

Зачем нужна философия

Мне об этом говорить неловко и дурно выходит: как будто я поучаю (а я все время поучаю) и налепливаю ярлыки (а этикетаж вообще мне присущ имманентно). Тем не менее, не могу молчать: больно меня эта тема беспокоит.
Какая тема? А вот такая: какой вопрос мы задаем миру? Современному человеку как-то запросто выходит умеривать свою практику бытия ответами, имеющими ограниченную область действия. Что это? Например, наука. Наука дает вполне определенный ответ на вопрос о фактах, например: (физика) что будет, если ударить молотом по наковальне? Или (биология) сколько нитрата аммония выделится в мыщцах моего мощного тела, если я ударю молотом по наковальне? С некоторым успехом она дает ответ на вопросы о будущем: если я в будущем ударю молотом по наковальне, сохранится ли крутящий момент? Да, говорит наука, крутящий момент (или, если угодно, масса протона) останется прежним.

Но, надо сказать, мы довольно редко задаемся вопросами, на которые может ответить наука. В этом смысле у науки маловато практики, то есть ее, натурально, столько же, сколько, например, у религии. Что я называю практикой? Когда я задаюсь вопросом "а что со мной будет, когда я умру?" я предаюсь практике религии. Когда я задаюсь вопросом "что будет с моим телом, когда я умру?" я предаюсь практике науки. Когда я задаюсь вопросом "что со мной будет, пока я не умру?" я предаюсь практике философии. И тут я понимаю, что философия самая практичная наука, потому что умру я единожды, а не умираю я постоянно.

Нынче модно выводить знание о человеке из фактов. Феноменологическая реальность в твиттер-канале "когнитивные искажения" опасно близко подходит к непосредственному бытию, как будто подменяя его. Тем не менее, знание о том, что средний человек склонен к хало-эффекту, не равняется знанию о том, что мне делать с этой информацией. Я проживаю свою собственную жизнь, и ее стратегия, ее смысл определяются онтологией, которой я придерживаюсь. Кантовский императив мне пригождается ежедневно, когда я соглашаюсь не врать и не обманывать, а эйнштейнова наука о том, что материя есть энергия мной претерпевается только тогда, когда я задумываюсь о сути своего бытия и стараюсь переложить крепость законов на реальность своей собственной жизни (грубо говоря, это о том, что если энергия есть материя, то, например, мужчины и женщины равны в своих правах, и это есть практика философии, а не физики).

Почему же мы не изучаем философию? Это самая странная вещь на свете. Многие, я слышал, имеют опыт жизни в 21 веке, но при этом не читали Агамбена и Дебора. Я не рискну говорить, что они живут не очень, потому что, блин, обычно люди, которые читали меньше, чем я, оказываются куда счастливее и богаче, чем я.

И тут мы выходим к главной ошибке бытийствующего субъекта: если у меня есть опыт жизни, думает он, значит, я специалист в том, как жить. Это не так, дружок. Для того, чтобы быть специалистом в том, как жить, нужно иметь опыт мышления о том, как жить. Метапредмет "жизнь" дается не просто, в основном, через отвратительные вещи вроде беспамятства и аутофелляции. Или, как это называется у профессионалов, моевтического метода.

Привет.
Tags: говорить
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments